Возможность себя выразить!

01.03.2008

cinema_big

Театр... спектакль... премьера... При упоминании этих слов, перед глазами возникает привычная картина - сцена, декорации, актеры, играющие и воплощающие в жизнь все замыслы режиссера.  Но мало кому доводилось увидеть моноспектакль, где играет только один человек. Да и не каждый актер решится на этот шаг - все же это огромная ответственность, и рассчитывать в этом случае ни на кого, кроме себя, не приходится. Также мало кто из режиссеров решится совместить произведения А.С.Пушкина "Медный всадник" и "Двенадцать" А.А.Блока, двух личностей, которые являются неотъемлемой частью Петербурга, без которых представить наш город просто невозможно! Вдвойне ценно, что все это смог сделать молодой петербургский актер Илья Носков, автор композиции и исполнитель моноспектакля "Ветеръ". Удивительно, как ему удалось передать атмосферу Петербурга той эпохи, чувства, проблемы, терзания потерянного человека. Об этом я и поговорила с актером. 
  
- Илья, как возникла идея создания такого спектакля? Ведь это серьезные произведения, даже трагические, где-то мистические... 
- Первые мысли о спектакле возникли когда я был студентом 3-го курса, это был 1995 год. Тогда я работал только с «Медным всадником». Было прочитано много книг о городе, о Петре I … Создавался «институт» вокруг спектакля (как говорил мой учитель и режиссер спектакля «Ветеръ» Юрий Васильев). В 1997 году я попал в труппу Александринского театра и в 2001 году там состоялась премьера. Теперь же это будет новое пространство, новое декорационное решение, новая атмосфера. 
   
- Работая над спектаклем, Вы пытались как-то "связать" Петербург того времени (той эпохи) и настоящий? 
Петербург – великий город, фантастический, он живой и всегда в движении! Этот город до сих пор влияет на историю России. Мощная энергия Петровских преобразований до сих пор движет, меняет и сам город и людей, которые в нем живут. Хотелось понять, что было тогда и чем мы живем сейчас. От чего человек в этом городе может стать великим и от чего может затеряться или же погибнуть. Мы разгадывали Пушкина, были прочитаны дневники и все произведения, написанные в 1833 году. Мы использовали беловой вариант рукописи, который Пушкин подал царю для цензуры (царь был личным цензором поэта). И после нескольких пометок царя, А.С.Пушкин не стал печатать «Медный всадник». Т.е., произведение, которое мы все знаем со школы – это правка Жуковского после смерти Пушкина. А.А.Блок возник как личность мощная из другой эпохи, остро чувствующий жизнь и перемены. Соединив эти два произведения, я смог охватить всю трехсотлетнюю историю Великого Петербурга. 

- Илья, как Вы можете описать этот спектакль? Какие темы, проблемы в нем затронуты?  
- Затронуто очень много тем: проблемы личности, государства, для чего живет человек, чем дышит в таком городе как Петербург. Город, который постоянно меняется, переживший столько потрясений, войн, блокаду…Какой я в этом городе и зачем…

- Спектакль называется "Ветеръ"... Почему именно такое название? 
- Ветер – это и стихия природы, и катаклизмы истории, веяние чего-то нового и неизвестного. То, что почувствовал А.Блок писав «Двенадцать» : «Несколько дней я физически ощущал мощный шум. Наверное, крушение старого мира». 
Ветер – это повседневные искушения для людей тогда и сейчас, властью, деньгами, неожиданными приобретениями и потерями. И потом мы нашли в дневниках Блока рисунок человека, который идет сдуваемый ветром и надпись "Ветеръ"!!!! Ну разве это не знак?!

- Скажите честно, не сложно играть одному? Ведь в данном случае ответственность намного больше, чем в обычном спектакле. 
В Александринке у меня тогда было мало работы, и я хотел всем показать, на что способен. А моноспектакль – отличная возможность себя выразить! Ты один создаешь целый мир, множество людей и образов! Играть одному сложно, но это был осознанный шаг. Ведь в моноспектакле человек говорит о наболевшем, сокровенном. Ты поднимаешь вопросы, проблемы, давно тебя волнующие и пытаешься на них ответить вместе со зрителями. И это интересно. Ведь оба Великих автора в конце жизни (последние год, два) совершенно другие люди. Мой спектакль и о них тоже, только спустя много лет. Я смотрю на Пушкина и Блока, на их произведения сквозь призму лет и всего, что сказано, написано о них и их произведениях. 

- Как Вы считаете, какие чувства у зрителей должен вызвать данный спектакль? На какую аудиторию он рассчитан? 
- Зритель должен быть мыслящим! А человек может задумываться о каких-то серьезных вещах и в раннем возрасте. На спектакле я создаю свой мир, свое времяисчисление, я могу его остановить или растянуть. Когда на спектакль приходили школьники, я много раз чувствовал, как они заведены, что они живут в другом ритме, но когда начинался спектакль, они притихали, попав в мой мир. Ведь темы любви, смерти, веры в Бога, потери веры, предательства были всегда и волнуют так или иначе каждого. И если человек знает, кто такой Пушкин и Блок, как они жили, любили, умирали, если он не равнодушен к истории города святого Петра и России, он найдет для себя нечто в моем спектакле.

Автор: Виктория Сармина

назад к списку