Лучшая роль еще не сыграна

01.04.2008

Самая лучшая роль еще не сыграна, самая худшая не попадет ни в один кадр.

Изначально, признаюсь, хотелось, наверное как и всем журналистам, расспросить о съемках в «Азазели», о работе в Александринке, но потом, внимательно изучив все интервью, которые есть на официальном сайте, поняла, что повторяться не хочу. Не хочу задавать вопросы, которые озвучены уже не раз. 
Отчего-то, и договариваясь о встрече, абсолютно не задумываясь, назвала Патриаршие пруды.
Уже потом, оказавшись на месте и сказав свое первое «Здравствуйте, Илья», поняла почему все произошло именно так. 
Задумывая проект, мы договорились, что пойдем другим путем, что будем делать неформатные интервью, пытаясь раскрыть человека, а не задавать вопросы, которые задали уже до нас. Так получилось и на сей раз. «Экранный» Илья - Фандорин, цесаревич Александр - один, а в реальной жизни.. В реальной жизни я первый раз испугалась за свой профессионализм и способность разговорить человека. Так было несколько минут, ровно столько, сколько потребовалось, чтобы обстановка перестала быть такой напряженной. А Патриаршие пруды.. Теперь это место (любимое мной, и, как позже выяснилось, любимое и Ильей) будет четко ассоциироваться с героем XIX века, галантным, подчеркнуто вежливым и будоражащим светлые головы юных барышень! 

Насколько я знаю, ты живешь на два города. Работаешь в Москве, живешь в Питере. Не тяжело?
Мне нравится переезжать, путешествовать, поэтому наверное нет, не тяжело. 

Почему выбрал Питер?
Я приехал изначально в Питер, город мне очень понравился, я в него буквально влюбился и остался в нем жить. А Москва была уже потом, когда я уже, скажем так, стал взрослеть. Но как-то это не мой город. Работать я здесь могу, приезжать на съемки и оставаться на какой-то период времени - да, а жить.. 

В одном из интервью, сказал, что Питер знаешь очень хорошо и есть любимые места. А есть ли такие места в Москве?
Ну Москва - это, безусловно, центр.. какие-то исторические места, Патриаршие пруды, всякие набережные, Замоскворечье, Никитские улицы. 

Почему стал актером? Как к этому пришел?
Не знаю. Не задумывался над этим. Приехал в Питер, стал актером. 

Может быть это влияние старшего брата?
Кто-то может сказать, что это так, кто-то - наоборот. Родители с детства пытались что-то прививать. Отдали нас с Андреем в музыкальную школу, танцевальные кружки. Все это происходило в маленьком городке. Родители старались, чтобы дети получили как можно больше знаний и навыков из разных областей помимо школьной программы. Мы оба закончили муз.школу, в обычной школе так или иначе имели отношение к театральному искусству. Андрей, например, в клоунской группе занимался. 

Есть ли роль, которую хотелось бы сыграть?
Хочется исторического кино. Это может быть и наша история и зарубежная. Хочется сыграть Петра I в момент, когда он возвращался с войны.. Вот как раз этот период строительства Петербурга, драк, ругани с нашими купцами, мужиками, которые ничего не понимают, а Петр, побывав за границей, видел как работают там и хотел увидеть то же самое и в России. В общем, мне интересна историческая эпоха на фоне строительства города. Был бы такой проект киношный, было бы очень интересно все это. 

Так выбор исторических ролей - осознанный выбор?
Я не говорю, что нет желания сниматься в комедиях и других жанрах. Актеру, безусловно, хочется играть разные роли и исторической может быть и комедия и фильм ужасов, да все что угодно. 

Давай поговорим о сериале, съемки которого уже завершены, но интерес зрителей ещё не угас. Речь идёт, конечно же, об очередном проекте кинокомпании «Амедиа» - «Одна ночь любви». Готовился ли ты как-то к своей роли?
Я всегда радуюсь историческим ролям, т.к. появляется лишний стимул узнавать что-то про ту эпоху. В первую очередь я делаю это для себя. По эпохе Александра II в багаже 2 книги, сейчас хочу прочесть третью. Уже прочел два таких толстенных труда Радзинского, Вячеслава Николаева.. Это профессор такой, историк-исследователь эпохи как раз Александра II. Интересно просто зарываться во все эти письма, узнавать чем жили, дышали люди того времени, что происходило, что правда, а что нет. Опять же есть возможность сравнить исследования разных людей и сделать свои выводы о том, что происходило. У Радзинского свой взгляд на происходившее, у Николаева другой. 

Роль цесаревича - истинно твоя роль или хотелось сыграть кого-то другого?
Изначально мне предлагали роль Воронцова. Тогда еще я работал в Александринке и не представлял себе как это я на 4 месяца уйду из театра. Думаю, что это и физически было бы тяжело перенести. Я отказался и пробовался на роль Александра. 

А на реальной жизни съемки в сериале как-то отразились? Узнаваемость появилась? 
Иногда меня останавливают на улице и говорят про разные мои роли. В основном вспоминают работы в «Азазель», «Московская сага» и «Счастливый». Что касается «Одной ночи любви» - я по городу передвигаюсь в основном на машине, поэтому, видимо, не доводилось как-то сталкиваться с проявлениями любви поклонниц. Хотя несколько раз меня уже останавливали и называли цесаревичем. Кроме этого, у меня сейчас большая занятость и я редко куда-либо выбираюсь. Начиная с прошлого года у меня сплошные премьеры, антрепризы, часто ездим со спектаклями.. 3 дня здесь, 2 дня там.. очень много встреч. Осенью ездил в Чехию, Польшу, где был ведущим в документальном проекте. Есть такая организация «Православная Энциклопедия», она снимает порядка 10-12 фильмов про православие в разных странах. В других проектах ведущими были Н.С. Михалков и В.Машков, И.Купченко, В.Хотиненко. В общем, сплошные путешествия у меня. 

Коллектив был дружный?
На Амедиа? Ну мы же не тусуемся каждый день вместе. Обычно приходили на съемки, кто-то уже отснявшись, уходил домой. 26 марта бурно отмечали окончание съемочного процесса. Все это было конечно грустно. Света Иванова расплакалась, все ее успокаивали.. Да, был какой-то человеческий контакт, что само по себе бесценно. Я думаю, что мы будем и созваниваться, и встречаться. 

Где тебе комфортней работается в кино или театре? Что ближе?
В театре ты рождаешься, разминаешь себя, что-то в себе узнаешь. Сегодня играешь гениально, завтра ужасно, это зависит от многих факторов. Нельзя так сказать, что вошел в театр, оставил всю свою жизнь позади. Наверное так было, и, наверное, так бывает. Подобное я могу сказать только про моноспектакль «ВетерЪ», где действительно плохо ли мне - неплохо, болен - не болен.. оставляешь все и работаешь. Театр он рождает тебя, делает тебя актером. Кино - сиюсекундный процесс на выдаче чего-то, т.е. ты знаешь материал, у тебя есть режиссер, с которым ты задействован..Приезжаешь на площадку и на основе того, что наговорили и переработали с режиссером, начинаешь выдавать, и все это сию секунду, в этот день. Как сегодня сделаешь сцену, так запечатлится она и пойдет в прокат. Как говорила Ф.Г.Раневская: «Деньги съедены - позор остался.» В театре можно ошибаться. Сегодня ты контролируешь зал, завтра люди не будут тебя слышать и чувствовать. Но в этом вся и прелесть. 

Каким хочешь видеть своего зрителя?
Хочется, конечно, чтобы человек знал и понимал куда он идет, что будет происходить на сцене. Т.е. зритель должен быть мыслящим, чего-то хотящим, желающим что-то для себя открыть сегодняшим вечером. Чтобы человек, взглянув на действие, происходящее на сцене, что-то вынес для себя, как-то изменил свои взгляды. 

Часто удается посещать театры или смотреть какие-то фильмы, помимо своих работ?
Пытаюсь следить за новинками кино, но чаще удается отсматривать фильмы дома, на видео. В театр тоже стараюсь выбираться. Были свободные вечера в Москве, побывал в «Сатириконе», куда пригласил Артем Осипов; посмотрел несколько спектаклей в Мастерской Фоменко, «Табакерке». 

Расскажи о своем детстве. Как в школе учился? Был хулиганом? 
Наверное можно и так сказать. Да, с парочкой друзей постоянно срывали уроки, нарушали дисциплину, дурака валяли в общем. Детство было такое счастливое. В своем родном городе жил-не тужил. Летом занимался торговлей всякими фруктами. Благо у нас был большой участок. В 4 утра вставали, набирали клубники, черешни, малины и либо с бабушкой, либо один на местном рынке я и занимался реализацией, так сказать, всего этого добра. Вот так и появлялись у меня деньги на карманные расходы. Семейка у нас вообще была такая итальянская.. Папина мама была очень горячей женщиной. Постоянно была чем-то недовольна.. Дедушка - такой степенный.. Это то, что я помню. Многие ушли, когда мне было совсем мало лет. Дед Андроник (мамин папа) бодрый такой старичок, каждое утро начинал с зарядки, бегал, боксировал.. читал постоянно стихи, слушал музыку. Позже я нашел его дневники. Было в них описание лагерной жизни. И нашел еще письма, в которых он писал Брежневу, каким курсом надо идти партии, как он это видел и представлял себе. 

А первая любовь? Тоже была в школе?
В школе влюблялся, но это были скорее юношеские такие желания-вожделения. По-настоящему влюбился я когда поступал в театральную академию. Влюбился в девочку, с которой поступал.. 

Что для тебя взаимоотношения с женщинами?
Я очень влюбчивый. Но всегда хотелось обрести семью, какую-то стабильность, иметь много детей. Пытались однажды с барышней построить отношения. Она старше меня на 5 лет, был у нее тогда уже ребенок. Отношения строили, все разваливалось, опять пытались и опять все разваливалось, пока не развалилось окончательно. Тогда у меня как раз заканчивались съемки в «Азазели»
Закончились съемки, появилась куча писем от поклонниц.
Я реально прочувствовал на себе, что это такое, когда приходишь в театр, а тебя ждут горы писем.
Прошло какое-то время и мы случайно познакомились с моей будущей женой. Шатался я по городу, пребывая в дурном настроении, зашел в кафе и увидел девушку, которая привлекла мое внимание. Поймав момент, подошел к ее подружкам, нервничая, спросил как ее зовут и оставил номер телефона. Она позвонила, мы стали встречаться. Все было очень непросто, но переросло в 3 года знакомства, а потом.. потом мы поженились. 

Свадьба была тайной? 
Ну, в общем, да. Я не могу себе как-то представить, что на свадьбу будут приглашены фотокорры, журналисты, все это будет освещаться в прессе. Свадьба - это больше семейный праздник. Он у нас был такой закрытый.. Были родители мои, жены, свидетели, несколько очень близких друзей. Потом когда встречался со знакомыми, отмечали.. нас поздравляли все. Мы поженились в мой день рождения, 21 июля. В один день мы и расписались и венчались в церкви. 

У тебя есть маленькая дочка, да? Если она захочет пойти по твоим стопам, то как ты на это отреагируешь? 
Я конечно же буду ее отговаривать. Это очень сложная и связанная с огромным количеством комплексов, когда что-то не получается, профессия. Есть много других замечательных профессий. Прежде всего это - женщина и мама. По крайней мере мне хочется, чтоб было так. Я был бы рад, если бы жена занималась исключительно дочкой, ее воспитанием. А дальше.. дальше уже можно заниматься чем угодно. 

Ты строгий папа?
Да. Мне кажется, лучше быть жестким, чтобы потом не пожинать плоды вседозволенности. Лучше требовательным к себе и к окружающим, чтобы легче было потом. Даже пусть ребенок будет думать что папа несправедлив, важно ведь как это все преподнести. Главное не криком объяснять свою позицию, а доносить словами. 

Где тебя можно увидеть в ближайшее время?
14 апреля в Москве антреприза «Фамильная честь Вустеров» в театре им. Маяковского;
21 апреля в Москве же спектакль «Скандалы» в театре им. Маяковского;
26 апреля спектакль «Игры любви» в театре им. А. Райкина, Санкт-Петербург.
28 апреля в Москве антреприза «Фамильная честь Вустеров».
Есть у нас с братом и театральное товарищество, которое мы организовали 4 года назад. Сейчас вот активно ищу площадку в Москве, чтобы играть спектакли раз-два в месяц. 

О товариществе расскажи поподробней.
В 2004 году режиссер Андрей Дежонов стал инициатором спектакля по мотивам «Седьмого путешествия Ийона Тихого» Станислава Лема. Логичным оказался и вопрос, где поставить спектакль, кому довериться, и мы с братом решили рискнуть, создав что-то свое. Так и появилось театральное товарищество «Носковы и Компания». Первые спектакли были поставлены на наши собственные деньги, сейчас появились спонсоры, меценаты и как следствие больше возможностей для занятий творчеством. Сейчас «Носковы и Компания» это два спектакля: «Путешествие», «Игры любви» и моноспектакль «Ветер». 

***
Уже после интервью, глубоким вечером пролистывала страницы с отзывами зрителей, побывавших на моноспектакле «ВетерЪ». В память врезалась одна строка из комментариев: «Да я в глаза его всмотреться хочу..». Поверьте, в эти глаза действительно стоит заглянуть. Смотреть и тихо молчать. Очень жаль, что «ВетерЪ» сейчас можно увидеть, только оказавшись в Санкт-Петербурге.

назад к списку